Понедельник, 10.08.2020, 14:31
Приветствую Вас, Гость

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

   Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обуславливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что    для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

   Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность.

   Не случайно, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность жизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

   Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма включающего рациональный, эмоциональный и поведенческо — деятельностный компонент.

   Говоря о компонентах названного механизма необходимо отметить то, что первый рациональный компонент предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Второй эмоциональный компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира . Третий поведенческо — деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий) .

   Таким образом во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

   Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то ребёнок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

   Ребенок каждый день попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Тем более что в детях «сидит» целый «букет» опасных привычек, хотя и естественных в быту – «бытовых». Например: отступать назад; не глядя – пятиться; бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам; гладить собаку, кошку; брать незнакомые предметы или знакомые, но чужие; выбегать из-за кустов, углов домов; играть со спичками, электропроводами; разговаривать с незнакомыми людьми на улице и т.п.

Что должен знать о безопасности      ребенок дошкольного возраста?

 

  • Дошкольник должен осознать саму суть понятий: «опасно» и «безопасно» - уяснить, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснить суть здоровья и повреждения организма. Знать общую информацию о себе (фамилию, телефон и т.д.).
  • Ребенок должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т.д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель), открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т.д.
  • Ребенок дошкольного возраста должен знать основные правила безопасности при нахождении на улице - о том, что нельзя подымать с земли шприцы, острые предметы, например, осколки стекла, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т.д.
  • Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
  • Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) .
  • Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
  • Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
  • Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
  • Ребенок   должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше сберегать природу.

Поэтому работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

 

 

Безопасность детей в летний период

Лето – пора веселья и беззаботности, в особенности для наших отпрысков. Родителям же остается быть чрезмерно внимательными, поскольку в местах отдыха могут таиться всякого рода опасности. Поэтому ознакомление с правилами безопасности на летних каникулах чрезвычайно важно для всех мам и пап. Кстати, не помешает рассказать о них и детям. И речь идет не только о безопасности дошкольников летом. Многие ученики средних и старших классов во время отдыха делают много глупостей и наносят вред организму.

Безопасность на воде летом

Большинство семей предпочитают проводить жаркие летние дни на пляжах водоемов – озера, реки, моря. Взрослые и малыши с удовольствием купаются и загорают, дышат свежим воздухом. Однако вода может быть опасной. Поэтому перед поездкой на место отдыха следует изучить следующие рекомендации:

  1. Не разрешайте купаться ребенку без вашего присмотра, особенно на матрацах или надувных кругах.
  2. Отпускайте отпрыска в воду только в плавательном жилете или нарукавниках.
  3. Не позволяйте детям играть в игры, где участники прячутся под водой или их «топят». Такие развлечения могут окончиться трагедией.
  4. Не разрешайте заплывать за буйки и нырять в неизвестных местах водоема, поскольку камни и ветки деревьев часто приводят к травмам.
  5. Контролируйте время пребывания ребенка в воде, чтобы не допустить переохлаждения.
  6. Во избежание солнечных ожогов смазывайте кожу ребенка специальными солнцезащитными средствами.

Безопасность на природе летом

Если вам удастся выбрать на природу (лес, парк), обязательно ознакомьтесь с правилами безопасности детей летом:

  1. В таких местах обычно много клещей, укусы которых опасны тяжелыми заболеваниями (энцефалит, болезнь Лайма). Поэтому ребенка лучше одеть в штаны и закрытую обувь. Причем брюки следует заправить в резинку носков. Не помешает и обработка поверхности одежды средствами от насекомых.
  2. Объясните ребенку, что запрещено трогать незнакомые грибы и кушать неизвестные ягоды или плоды, растущие в лесу – они могут быть ядовитыми.
  3. Во избежание укуса таких насекомых как шмели, осы, пчелы, расскажите, что нужно оставаться недвижимым, когда они поблизости.
  4. Не позволяйте ребенку подходить к животным, которые могут укусить его и заразить бешенством.
  5. Ни в коем случае не оставляйте детей без присмотра – они могут заблудиться.

Общие правила безопасности детей на летних каникулах

К сожалению, опасности подстерегают детей не только в местах отдыха, но и на детской площадке, на дороге, в общественных местах. Однако следование рекомендациям поможет снизить риски:

  1. Для ребенка обязательным является ношение головного убора на улице для предотвращения теплового или солнечного удара.
  2. Приучите детей всегда мыть руки перед употреблением пищи.
  3. Поскольку на лето приходится пик пищевых отравлений и заболеваний энтеровирусными инфекциями, следите за свежестью продуктов, всегда мойте овощи и фрукты перед употреблением.
  4. Обязательно учите ребенка переходу по светофору, расскажите об опасности, которую несет автомобиль.
  5. Расскажите детям о том, как правильно себя вести на детской площадке, в частности, катанию на качелях. К ним нужно подходить сбоку; садиться и вставать, дождавшись полной остановки; крепко держаться при катании.
  6. Важно научить и правилам пожарной безопасности в летний период. Не позволяйте разводить костры без присутствия взрослых. Поясните опасность огненной стихии в быстром распространении на соседние объекты.
  7. Соблюдайте питьевой режим, чтобы не допустить обезвоживания. Давайте ребенку очищенную природную воду без газа.
  8. Если ваше чадо катается на велосипеде или роликах, приобретите ему защитный шлем, налокотники и наколенники.

Следование простым рекомендациям поможет обезопасить жизнь и здоровье вашего ребенка и позволит провести летние каникулы с максимальным удовольствием.